www.studrespublika.com :: Перегляд теми - СМД-методология
 

www.studrespublika.com Зареєструватись Допомога Список учасників Пошук
www.studrespublika.com » Студреспубліка-2010 » СМД-методология Перейти до сторінки 1, 2  далі
Нова тема  Відповісти попередня тема :: наступна тема 
СМД-методология 
ПовідомленняНаписане: субота лютого 07, 2009 5:57 pm Відповісти цитуючи
alex_scherba
Мафіозій

Рейтинг : 1 / 5 - Кіл-ть голосів : 1Рейтинг : 1 / 5 - Кіл-ть голосів : 1
З нами з: 12.01.09
Повідомлень: 148
СМД-МЕТОДОЛОГИЯ (системо-мыследеятельностная методология) — подход, разрабатываемый движением, возникшим на базе Московского методологического кружка (ММК). История движения начинается с 1952–1954, когда образовался Московский логический кружок (А.А. Зиновьев, Щедровицкий, Б.А. Грушин, Мамардашвили и др.). Это был период разработки содержательно-генетической логики, ассимиляции культурно-исторической концепции Выготского, запрещенной в те годы в СССР кибернетики и разворачивающихся системных исследований. Осознание своего подхода как отличного от логики, марксистской философии и науки произошло в кружке после публикации серии программных докладов "О возможных путях исследования мышления как деятельности" (Щедровицкий, Н.Г. Алексеев) и открытой критике их со стороны Зиновьева. Логический кружок становится методологическим (ММК).
На этом этапе (теоретико-деятельностный этап 1957–1979) участники движении заняты разработкой теории деятельности и теории мышления (В.А. Лефевр, О.И. Генисаретский, В.А. Розин и др.), исследованиями в теории систем (Э.Г. Юдин, В.Н. Садовский и др.), системным проектированием и дизайн-программами (В.Я. Дубровский, Щедровицкий и др.).
С 1979 начинается новый этап (СМД-этап) разработки методологии, когда кружок разворачивается в движение, возникают лаборатории, исследовательские и проектные группы не только в Москве, но и в других городах (Киев, Одесса, Рига и т.д.). Основной формой деятельности методологов становится организационно-деятельностная игра (ОДИ), которая строится по схеме мыследеятельности.
Лидером СМД — движения и главным идеологом и теоретиком после распада Московского логического кружка являлся Щедровицкий. У основных представителей СМД-методологии на разных этапах ее развития существовали различные трактовки подхода и формулировки методологии. С середины 80-х в рамках движения выделились и институционализировались несколько самостоятельных направлений, стремительно удаляющихся от исходных представлений ММК. Поэтому остановимся на том представлении, которое формулировал Щедровицкий в 1981, т.е. в период, когда наметился переход от узкого кружка (школы) к широкому движению.
После "Рассуждения о методе" Декарта и "Нового Органона" Ф. Бэкона методология стала обязательным компонентом сначала научной, а постепенно и всех остальных форм человеческой деятельности. В подходе ММК конкретная деятельность объемлется (включается и снимается) методологией, а не наоборот. Такая перефокусировка позволила распространить термин методология на весь комплекс онтологических и традиционно методологических представлений школы и подходы, которые в аналогичных случаях называются философскими школами или направлениями (например: феноменология, философская антропология, структурализм и т.д.). Концепция СМД-методологии фундирована следующими тезисами:
1. Основная функция методологии (не только СМД) состоит в обеспечении универсума человеческой деятельности прежде всего нормами, проектами и предписаниями. Поэтому основные продукты методологической работы — конструкции, проекты, нормы, методические предписания не могут проверяться и никогда не проверяются на истинность. Они проверяются только на реализуемость. Результаты методологической работы — это не знания, а проекты, схемы и предписания.
2. Методология это не методика, поэтому она до предела насыщена знаниями, рефлексивно включаемыми в схемы и предписания. Методологическая работа и методологическое мышление соединяют проектирование, критику и нормирование с исследованием и познанием. При этом, исследование подчинено нормированию и проектированию, хотя и может быть организовано как автономная система, в специальных случаях.
3. Два первых тезиса противопоставляют науку и методологию. Однако, методология не только не отвергает научного подхода, но, наоборот, продолжает и расширяет его, распространяя на такие области, где раньше он был невозможен. Это проявляется в создании композиций из знаний разного типа: естественно-научных, конструктивно-технических, исторических, гуманитарно-практических. Традиционная же наука (в узком и точном значении этого слова) ориентирована на отделение подлинно объективного, натурального знания от всех других типов, особенно субъективно-смысловых и предписывающих — что должно, а что не должно делать.
4. Методология стремится соединить и соединяет знания о деятельности и мышлении со знаниями об объектах этой деятельности и мышления. Поэтому объект, с которым имеет дело методология, напоминает матрешку. Это особого рода связка двух объектов, где внутрь исходного для методологии объекта — деятельности и мышления — вставлен другой объект — объект деятельности или интенциональный продукт мышления. Такая гетерархия объекта (поскольку в конкретной методологической практике схема двойной включенности объекта в объект может мультиплицироваться) представляет большую трудность в освоении методологического подхода с позиций традиционной науки и философии.
5. Одним из важнейших для методологии является принцип множественности представлений и знаний, относимых к одному объекту. Поэтому для методологии характерен учет различия и множественности разных позиций деятеля в отношении к объекту. Разница знаний, присущих разным позициям, и сам факт их множественности рассматривается как объективный момент мыследеятельной ситуации. Методология учитывает гетерогенность разных знаний (профессиональное, онтологическое или историческое их происхождение) в работе по "схеме многих знаний". Частным случаем этой схемы может выступать принцип дополнительности Н.Бора в отношении корпускулярной и волновой природы одного и того же объекта.
6. Связывание и объединение разных знаний в методологии происходит прежде всего не по схемам объекта деятельности, а по схемам самой деятельности. Помимо того, что методолог задается вопросом, как устроен объект в том или ином профессиональном представлении, он выясняет, в чем состояла "деятельная заинтересованность" профессионала (позиции или подхода), заставившая представлять объект именно так, а не иначе. Поэтому представление о сложной популятивной и кооперированной деятельности выступает в качестве средства связывания разных представлений об объекте этой деятельности. Отсюда в методологической работе всегда используется не одно онтологическое представление, а по меньшей мере два: организационно-деятельностная онтология — изображающая структуру профессионально-кооперированной деятельности, собственно объектная онтология — природный, социальный или виртуальный объект деятельности межпрофессиональной кооперации.
В СМД-методологии существуют свои центры образования и подготовки, свои журналы (наиболее авторитетный — "Вопросы методологии") и альманахи; все семинары, конференции и конгрессы приобретают ОДИ-образный (игровой) характер. Архаичность и маргинальность социальной формы существования СМД-методологии в сочетании с самыми современными методами системных исследований, рафинированными стилем мышления и языком делают этот подход и все движение уникальным явлением в постсоветской культуре.
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення Відіслати e-mail
 
ПовідомленняНаписане: вівторок червня 23, 2009 11:56 am Відповісти цитуючи
Урываев Александр
Мафіозій

Рейтинг : 1.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 2Рейтинг : 1.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 2
З нами з: 28.07.07
Повідомлень: 117
Я предлагаю обсудить статью, которая появилась у нас на сайте (http://www.studrespublika.com/news/text_news.php?id=1093)


Редаговано: Урываев Александр (вівторок червня 23, 2009 1:13 pm)
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення
 
ПовідомленняНаписане: вівторок червня 23, 2009 12:12 pm Відповісти цитуючи
Урываев Александр
Мафіозій

Рейтинг : 1.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 2Рейтинг : 1.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 2
З нами з: 28.07.07
Повідомлень: 117
Я признаться, когда все это слушал, установка была на жесткую критику. Сейчас, перечитав, могу с увереность сказать - принципиально не согласиться с чем-то достаточно сложно. Вот только метафизический треугольник в реальных условиях мало применим. Он казалось бы отвечает на вопрос "Что такое хорошо, а что такое плохо?"
А ответить на этот вопрос можно только на уровне личности. Выше не поднимешся. Особенно это касается ситуации когда появляется вторая личность.
Так что не вижу я применения треугольника в деятельности.
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення
 
ПовідомленняНаписане: вівторок червня 23, 2009 3:43 pm Відповісти цитуючи
Doctor
Мафіозій

Рейтинг : 2.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 0Рейтинг : 2.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 0
З нами з: 27.11.08
Повідомлень: 110
Mitrandir написав:
Я признаться, когда все это слушал, установка была на жесткую критику. Сейчас, перечитав, могу с увереность сказать - принципиально не согласиться с чем-то достаточно сложно. Вот только метафизический треугольник в реальных условиях мало применим. Он казалось бы отвечает на вопрос "Что такое хорошо, а что такое плохо?"
А ответить на этот вопрос можно только на уровне личности. Выше не поднимешся. Особенно это касается ситуации когда появляется вторая личность.
Так что не вижу я применения треугольника в деятельности.
На то он и метафизический Smile глазками его не каждый увидит, да еще и применит! Wink
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення
 
ПовідомленняНаписане: вівторок червня 23, 2009 4:14 pm Відповісти цитуючи
Урываев Александр
Мафіозій

Рейтинг : 1.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 2Рейтинг : 1.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 2
З нами з: 28.07.07
Повідомлень: 117
Поделись пожалуста способом, как его увидеть. Анисимов вроде дело говорил, но где это все применять- ума не приложу(((
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення
 
ПовідомленняНаписане: вівторок червня 23, 2009 5:18 pm Відповісти цитуючи
Elina
Студентський Мер

Рейтинг : 0 / 5 - Кіл-ть голосів : 1Рейтинг : 0 / 5 - Кіл-ть голосів : 1
З нами з: 10.07.07
Повідомлень: 601
установка системы общих дефиниций и оценочных критериев, понятных, согласованных и принимаемых всеми членами группы. в таком случае процесс мышления, в частности аналитика, будут протекать эффективнее. надеюсь.
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення
 
ПовідомленняНаписане: середа червня 24, 2009 11:28 am Відповісти цитуючи
Урываев Александр
Мафіозій

Рейтинг : 1.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 2Рейтинг : 1.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 2
З нами з: 28.07.07
Повідомлень: 117
не думаю, что дело в критериях. что такое форма и материя я знаю. А интерпритировать эти понятия можно как угодно)))
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення
 
ПовідомленняНаписане: середа червня 24, 2009 4:10 pm Відповісти цитуючи
Elina
Студентський Мер

Рейтинг : 0 / 5 - Кіл-ть голосів : 1Рейтинг : 0 / 5 - Кіл-ть голосів : 1
З нами з: 10.07.07
Повідомлень: 601
прошу не путать философию с научным подходом. Smile
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення
 
ПовідомленняНаписане: четвер липня 02, 2009 11:59 am Відповісти цитуючи
Урываев Александр
Мафіозій

Рейтинг : 1.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 2Рейтинг : 1.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 2
З нами з: 28.07.07
Повідомлень: 117
)))) Философия по твоему не наука? Весь имеющийся у нас мыслительный и втом числе аналитический аппарат разработан философами.
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення
 
ПовідомленняНаписане: четвер липня 02, 2009 12:43 pm Відповісти цитуючи
Elina
Студентський Мер

Рейтинг : 0 / 5 - Кіл-ть голосів : 1Рейтинг : 0 / 5 - Кіл-ть голосів : 1
З нами з: 10.07.07
Повідомлень: 601
Философия (др.-греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости») — наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Ещё раз: ОДНА ИЗ НАУК.
Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. бла-бла-бла. Метафилософия в общем.

Научная картина мира - система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення
 
ПовідомленняНаписане: четвер липня 30, 2009 4:35 pm Відповісти цитуючи
historiker
Ще й паспорт не видали

Рейтинг : 2.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 0Рейтинг : 2.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 0
З нами з: 30.07.09
Повідомлень: 1
Як на мене то на заході давно граються в ОДГ! Сценарні Соціальні експеременти (за весь час незалежної України, такого не провели не разу)- показова ОДГ мабудь з максимальним зануренням!? Раджу всім подивитися німецькі фільми Екперемент 1 та 2! Можна багато чого винести корисного в плані методологічних та педагогічних підходів! На регіональній СР намагався програти цікавий сценарій (створення нової релігії) як на мене вдалося!

_________________
Критикуєш-пропонуй, пропонуєш-дій!
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення ICQ
 
ПовідомленняНаписане: середа серпня 05, 2009 10:51 am Відповісти цитуючи
Урываев Александр
Ще й паспорт не видали

Рейтинг : 2.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 0Рейтинг : 2.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 0
З нами з: 16.07.09
Повідомлень: 12
Звідки: Харьков
На западе, к счастью или к сожалению в ОДИ не играют. Социальные сценарные эксперименты имеют совершено другой подход. За таким экспериментом наблюдают снаружи и выводы, которые получают – так же внешние.
В ОДИ главное – личная рефлексия, собственное понимание и переосмысление происходящего в поле игры.
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення Відіслати e-mail
 
ПовідомленняНаписане: середа серпня 05, 2009 4:31 pm Відповісти цитуючи
Elina
Студентський Мер

Рейтинг : 0 / 5 - Кіл-ть голосів : 1Рейтинг : 0 / 5 - Кіл-ть голосів : 1
З нами з: 10.07.07
Повідомлень: 601
historiker, легше сприймай зайнятість інших людей.))
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення
 
ПовідомленняНаписане: п'ятниця серпня 07, 2009 2:19 pm Відповісти цитуючи
Doctor
Мафіозій

Рейтинг : 2.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 0Рейтинг : 2.5 / 5 - Кіл-ть голосів : 0
З нами з: 27.11.08
Повідомлень: 110
historiker.
На региональной ты играл в выборы , а не в ОДГ. придумал классный ход и победил. Мышления там не было и не могло быть - это обычная предвыборная технология. А ОДГ, в классическом понимании, на СР не было по ряду причин, но это уже не важно.
С АУ согласен! Хочешь понять разницу между Западными вещами и ОДГ - читай матчасть Smile
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення
 
ПовідомленняНаписане: четвер березня 11, 2010 12:30 am Відповісти цитуючи
Валерий Алекс
Квестер

Рейтинг : 5 / 5 - Кіл-ть голосів : 1Рейтинг : 5 / 5 - Кіл-ть голосів : 1
З нами з: 19.11.09
Повідомлень: 89
Звідки: Харьков
Elina написав:
Философия ... — наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. ... определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей...


Извините за внимание, уважаемая Elina... можно, я чуток включусь?

1. Вот так всё - и сразу (хотя и для такого - "всё и сразу" - тоже есть специальный "формат", но об этом - в другой раз)? И общая, и теория, и мировоззрение, и наука, и форма, и... чего еще? А, исследование первоначал... Да?

Круто! Да им всем - хфилосохфам ентим - Нобель прайс кажный месяц токи и платить!

2. А может... давайте, чуть-чуть спокойнЕе? Лады? Не будем торопиться.

Итак. Начнем с того - "наука - не наука". О какой науке идет речь? О естественной? Это был бы очень точный и правильный вопрос (кстати, очень редкий).

Образцы таковой задавались в первую очередь Галилеем. Причем, а могло все и позже начаться, и в каких-то других формах, если бы не один странный типчик - Томазо Кампанелла. Сидя чуть ли не всю жизнь в тюрьмах, он сумел управлять(!) много лет Италией (тогда еще, правда, не совсем Италией), сталкивая лбами графьев и епископов. И ход работе Галилея дал именно он, уговорив того переписать свой первый труд в виде диалога (тем самым запустив и обеспечив ПОНИМАНИЕ!). Благодаря этому совету Галилей (кстати, неблагодарный, редиска!) остался жив, а мы имеем его работы как образцы естественной науки.

Итак, что нужно для того, чтобы судить: есть естественная наука - нет таковой? Нужен а) естественный объект, нужны б) модели и нужен в) эксперимент (это - сверхупрощенно, но пока вполне достаточно).

Смотрим на философию:
- естественный объект есть? - нет,
- модели (хотя и непонятно чего) есть? - нет,
- эксперимент есть? - странно, да? но тоже - нет.

Да что ж такое! Как же так? Да вот так!

А теперь спросим сами себя: а на фига, извините, ей быть наукой?

А-а-а-а! Оказывается, всё дело в ПРЕСТИЖЕ! Мало кто знает, а я, по рассеянности, потерял эти сведения - два или три англичанина еще в XIX-м, если не вру, веке устроили настоящий PR науке. Отчего и немерянно вырос престиж до того ничего не стоящего ковыряния в разных опилках, стекляшках, железяках...

Часто в качестве абсолютного(?!?) довода в пользу того, что философия, да и всё прочее, - ого-го какая наука, приводят список "наук" по перечню ВАК. А как же - такой авторитет!

Что? Вы до сих пор не смеетесь? Почему? Тогда еще повеселю, сказав, что и математика тоже не проходит в науки по указанным выше параметрам. Разве что в ней можно найти в огромных количествах то, что почему-то называют "моделями", не вдумываясь, а действительно ли это так. Не будем сейчас это прояснять, главное, что сразу дает основание вычеркнуть ее из состава естественных наук, это то, что у нее нет естественного объекта. Всё! Этого вполне достаточно.

Что же она такое есть? А что, разве мало будет, если сказать, что... кстати, а ведь нет одной-единственной математики, есть много-много РАЗНЫХ математических систем. Ну, и чем, скажите, это не ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ или ЯЗЫКИ? Что, у таковых меньшая престижность должна быть? И почему всё нужно мерить престижностью? Плохо разве, если математику считать особой деятельностью конструирования (операционных систем и языков)?

2. Идем дальше. А куда девать, допустим, историю, филологию, эстетику? Науки?

Стоп. А почему для того, чтобы считать что-то наукой, нужно сопоставлять только с образцом естественной науки? Может, есть какие-то основания считать, что кроме естественных есть и другие - гуманитарные, например, социальные?.. Тем более, если упор делать на характерный для науки процесс - исследование, а не какой-то сторонний объект; а вдруг, его вообще нет? Эй, откликнитесь, какой там естественный объект в математике? А вот исследования там встречаются очень даже широко.

3. Возвращаясь к исходному пункту - философии, заметим, что, безусловно, в философии также есть масса исследований. Но кроме них существует и конструирование, например, метафизических систем, конструирование различного рода систем обоснования, систем оснований, например, для логики или для области права. Поэтому однозначный ответ на вопрос, наука она или что другое, давать не очень разумно. Тем более - смешивая всё в кучу. Почему бы не брать КОНКРЕТНЫЙ труд (только серьезного автора) и смотреть, какие типы деятельности и в какой комбинации автор использовал для решения поставленых перед собой задачек?

Кстати, а философия-то оказалась бессильной в вопросе "что есть наука - не наука". Что-то к ней постоянно пристраивается эдакое неопознанное для решения подобного рода проблем...

Касаясь же философских исследований "первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей", нужно сказать, что здесь сделан такой замах, который просто не соизмерим с человеческими возможностями: ну, только попробуйте представить себе - "первопричины всего мыслимого"! А я бы вообще так не формулировал, тем более, что "универсальных закономерностей" вообще-то НЕ БЫВАЕТ (можете считать меня наглым и даже очень - но вот я так говорю). Да и мало ли чего философы хотят себе приписать - те еще начетчики!

4. И, наконец, для интересующихся можно сослаться на уже старенький сборничек, в котором собраны труды советских методологов как раз по теме, а что же такое наука: Проблемы исследования структуры науки. Новосибирск, 1967. (А хорошо бы его оцифровать, например, в формате *.djvu!)

Для особо же интересующихся проработанная схема научного предмета вводится в классической статье: Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1981. М., 1981.

_________________
Нить должна быть длинной, а стежки - короткими. (Очень китайская мудрость.)
Переглянути профілі учасників Відіслати приватне повідомлення
СМД-методология 
  www.studrespublika.com » Студреспубліка-2010
Ви не можете писати нові повідомлення в цю тему
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі
Ви не можете редагувати ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете витирати ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете голосувати у цьому форумі
Ваш часовий пояс: GMT + 3 Години  
Сторінка 1 з 2  
Перейти до сторінки 1, 2  далі
  
  
 Нова тема  Відповісти  

Powered by phpBB © 2001-2004 phpBB Group
Ukrainian translation